В конце прошлого года ВВС России получили 5 новых истребителей Су-27 СКМ (модернизированный). В этом году их будет поставлено уже не менее 20. По словам конструкторов и военных, эти истребители станут первым шагом к переходу российской авиации на истребитель пятого поколения.
Новая, но не для новых:
- Мы создали самолет не для "новых" летчиков, - заявил "Известиям" главный конструктор "ОКБ Сухого" Игорь Демин, - мы делаем его для тех, кто уже сегодня находится в строю. Именно поэтому, несмотря на то, что Су-27 СКМ - новая машина, она максимально комфортна для освоения строевыми летчиками.
Главное отличие Су-27 СКМ от имеющихся на вооружении армии "сушек" в том, что новая машина с одинаковой легкостью может работать как по воздушным, так и по наземным целям, используя для этого весь спектр имеющегося в ВВС неуправляемого и корректируемого бомбового вооружения, а также различных авиационных ракет. Причем делать это не только в любое время суток, но и вне зависимости от погодных условий.
- Это принципы навигационного и радиолокационного бомбометания, когда пилот не видит цели и всю работу делает электроника, - говорит Демин. - Человеку остается только в нужный момент нажать на кнопку "Пуск". Еще одно ноу-хау - радиолокационная станция истребителя, которая теперь может "вести" не только воздушные, но и наземные движущиеся цели.
Летчики нам говорили, что им нужно.
Внешне Су-27 СКМ практически не отличается от обычных истребителей Су. Но его кабина!.. Рядом с привычными стрелочными приборами появились три жидкокристаллических индикатора (дисплея), на которые индицируется вся полетная и боевая информация. По словам конструкторов, сделано это, чтобы пилот мог постепенно привыкнуть к тому, что ему теперь можно следить за ситуацией не только по отклонению стрелок, но и по данным дисплеев. Главное их удобство - информация отображается вся и в одном месте.
- По нашим оценкам, - говорит Демин, - строевому летчику нужно полетать на этой машине 1-2 месяца, и он полностью концентрируется на информации выводимой на ЖКИ, оставляя стрелочные приборы как резерв. Данные получены в ходе совместной работы со специалистами Института космической медицины Минобороны.
- Чтобы этого добиться, мы пригласили 10 ведущих летчиков-испытателей, - рассказывает Гиви Джанджгава, президент "Технокомплекса", научно-производственного центра, объединившего 16 предприятий, занимающихся разработкой бортового оборудования для Су-27СКМ. - Летчикам было предложено составить список пожеланий того, как и что они хотели бы видеть на дисплеях. На основе отработки этих предложений и были спрограммированы кадры отображения информации.
Правда, по словам Джанджгавы, одно дело летчики-испытатели - асы своего дела, другое - строевые пилоты, которые летают по иным правилам и подчас в других условиях. Поэтому для большей адаптации самолета и кабины под строевые навыки первые Су-27 СКМ получат пилоты Липецкого авиационного центра - элита военной авиации. Сейчас они несут боевое дежурство на российской авиабазе Кант в Киргизии. Именно им предстоит выполнить последнее условие, препятствующее широкой замене устаревших "сушек" на новые, - подготовить документацию и заключение по применению новой техники в различных погодных, климатических условиях, создать пособия по применению оружия. Сделать это, видимо, придется в короткие сроки - массовые поставки Су-27 СКМ в строевые части начнутся во второй половине 2004 года.
Как в новом телевизоре.
Однако Су-27 СКМ еще не переходная модель к истребителю пятого поколения. Это, если образно, "учебно-тренировочный" самолет, созданный для подготовки летного состава к переходу на более сложную технику. В этом году в "ОКБ Сухого" начнется опытно-конструкторская работа над созданием более революционной машины - истребителя Су-35. Именно она станет мостиком, который покажет, каким будет истребитель пятого поколения. В ОКБ эту машину уже окрестили истребителем поколения "4 плюс-плюс", а в "Технокомплексе" в шутку называют "5 с минусом".
У Су-35 аналоговых - стрелочных приборов вообще не будет. Вместо трех дисплеев установят два, но больших. Для увеличения площади отображаемой на них информации они смогут "делиться" на несколько отдельных экранчиков и экранов так же, как это можно сделать в современных телевизорах. Дополнительно самая важная часть боевой и пилотажной информации будет передаваться на лобовое стекло шлема пилота. Благодаря этому летчик перестанет быть скованным необходимостью постоянно смотреть на приборы перед собой и сможет вращать головой, оценивая ситуацию еще и визуально.
- Это одна из проблем, граничащая уже не столько с техническими вопросами, сколько с физиологией и психологией человека, - делится Джанджгава. - Шлем должен быть жестко закреплен на голове пилота. Как это сделать: подгонять под его лицо, закреплять на нем присосками? А если придется действовать в условиях жаркого климата (а он не вентилируется), летчик, образно говоря, может просто с ума сойти...
Аналогичную проблему сейчас решают и в США. Там, правда, "фиксацию" шлема на голове решают по-другому - на глаз пилота надевается монокль. Но американцы столкнулись с не менее сложной проблемой - человека сложно научить одновременно смотреть и в монокль, и на мир. Пилот инстинктивно начинает зажмуривать один глаз.
Помимо изменения облика кабины, Су-35 станет еще менее заметным для радиолокационных станций. Добьются этого, применив специальное поглощающее радиолокационные лучи покрытие - фактически применив новую краску, которой будет окрашена машина. Ну и, конечно, самые серьезные изменения ждут двигатели и бортовой компьютер. Теперь они по-настоящему станут единым целым.
Ты куда летишь?
Двигатели Су-35 будут иметь большую по сравнению с предшественниками тяговооруженность. Это даст машине большую скорость и маневренность. Гидродинамические приводы управления силовой установки заменят электрическими. По словам конструкторов, это не только сэкономит место и вес, но и позволит ввести в управление машиной "параллельный" контроль.
На практике это означает, что роль пилота станет менее заметной. То есть компьютер будет решать, с какой скоростью и на каких режимах машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить летчику применить оружие. Человек не сможет принять ни одного неправильного решения: компьютер попросту отключит его от управления и подскажет ему, в чем ошибка.
- Зачем же тогда пилот, если машина и без него все выполнит?
- Но это же только подход к пятому поколению, - с улыбкой говорит Демин. - Вот на шестом его точно уже не будет…
- Это не совсем так, - поправляет высказывание коллеги Джанджгава. - Это дилемма взаимоотношений компьютера и человека. У нас был случай, когда во время одного из первых испытаний истребителя с высокоинтеллектуальным бортом компьютер посчитал, что самолет допустил слишком большой крен, способный привести к аварии, и самостоятельно... катапультировал пилота. Через секунду маневр был завершен, самолет выровнялся и, полетев еще некоторое время, упал...
- При высокой интеллектуализации бортового оборудования мы все-таки должны оставить за человеком возможность действовать в бою на пределе технических возможностей самолета, оружия, - продолжает Джанджгава. - Выполнить поставленную задачу иногда даже ценой собственной жизни. Решение на применение оружия и ответственность за последствия лежит только на человеке.
Кстати, аналогичную проблему решают и в Америке. Там уже давно идет дискуссия, доверять ли управление оружием компьютеру или последнее слово все же должно оставаться за летчиком. Человек ошибается. Машина точнее. Но ведь тоже ошибается...
- Нам не до дискуссий, - признается Джанджгава. - У нас такая правовая система, что ей не только этого штриха не хватает.
Новые машины появятся в войсках не позднее 2007 года. Уверенность основывается не только на том, что с этого года в стране появился реально работающий гособоронзаказ, но и на стратегии, которую предлагает "ОКБ Сухого" в рамках переоснащения ВВС на новую технику. Например, затраты на модернизацию обычной "сушки" до уровня Су-27 СКМ составляют всего 5-7% от стоимости покупки нового истребителя. А по своим боевым характеристикам самолет не уступает не только американским, но и нашим же экспортным истребителям Су-30МК. О стоимости Су-35 для отечественных ВВС речь пока не идет, работа над машиной только началась. Но в компании уверены: она вряд ли будет неподъемной для армии.
Летающая лаборатория.
В начале 2003 года компания "Сухой" стала победителем конкурса на производство истребителя пятого поколения. Срок первого полета - 2006 год. Времени в обрез. Однако считавшийся прообразом нового истребителя самолет с обратной стреловидностью крыла Су-47, или, как его еще называют, "Беркут", не станет истребителем пятого поколения. В "ОКБ Сухого" признают: это скорее летающая лаборатория, на которой отрабатываются технологии и новые материалы.
Но каким все же будет истребитель пятого поколения? Внешний облик все еще в процессе формирования (по некоторым данным, в ОКБ есть как минимум 5 макетов, проходящих "продувку" в аэродинамической трубе). Проблема в том, что военные и конструкторы все еще спорят, что собой должна представлять машина: неповоротливую этажерку-невидимку по типу американского F-117, способную долететь до цели, выпустить по ней все вооружение, а затем вернуться на базу, или это должен быть высокоманевренный истребитель-невидимка, способный не только точно "бомбить", но и воевать в ближнем, контактном бою.
С другой стороны, конструкторы говорят, что надо решить еще массу проблем, в основном технических. Например, понизить тепловое поле самолета. Поставить на воздухозаборники и сопла двигателей заглушки, которые будут закрываться, если самолет облучат радарной установкой или его атакует ракета с тепловой головкой. Или решить проблему путем распыления воздуха...
Машина с органами чувств.
- Это будет пилотируемая машина, - говорит Джанджгава. - Сегодня мы имеем только общее представление об облике кабины истребителя пятого поколения, она будет очень похожа на ту, что будет в Су-35.
Одно известно точно: на дисплеи и стекло шлема пилота будет выводиться значительно больше информации. Цифры и шкалы совсем уйдут в прошлое, все они будут переведены в зрительные образы. Как в дорогих автомобилях: значки, иконки, символы.
Бортовая вычислительная машина Су-35 получает информацию со 150 различных антенн и датчиков, размещенных по всему фюзеляжу. У самолета пятого поколения таких "органов чувств" будет на несколько порядков больше. К нему в полной мере будет подходить утверждение, что окружающую обстановку он чувствует своей "шкурой". И при этом уже сегодня стоит задача еще большего наращивания интеллектуального потенциала бортового компьютера. Тактико-технические характеристики Су-27 СКМ
Год принятия на вооружение - 1998-й. Максимальная скорость, км/ч: у земли - 1400; на большой высоте - 2430. Практический потолок, м - 18 000. Перегонная дальность, км: 3680. Макс. эксплуатационная перегрузка - 9. Экипаж, чел. - 1. Вооружение: Автоматическая одноствольная пушка 30-мм ГШ-301 (1500 выстр/мин, 150 патронов). Максимальная боевая нагрузка - 8000 кг. На 10 узлах подвески могут устанавливаться ракеты класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", а также различное неуправляемое и корректируемое бомбовое вооружение.
Источник: Известия