Персоны во Владимире


Але Мяаранен. “Розовенькое в блюре” – это не моё…»

Опубликовано: 28 марта 2013


Фотохудожник, продюсер, путешественник. Более 10 лет занимается фотографией. Успел поработать креативным и арт-директором в нескольких  российских компаниях. В настоящее время – совладелец творческой студии “LOFT open workflow” во Владимире. Только у нас в «100ЛИЦе».



- Але, расскажи, какова твоя личная “история”  в этом искусстве: с чего начинал и какой стиль тебе ближе сейчас?

- С двадцати лет единственное, чем мне хотелось заниматься - это реализовывать свои идеи, какими бы абсурдными они не казались. Начиная с 1998 года, я организовывал творческие группы, которые занимались различными арт - и дизайн-проектами. Единственное, что оставалось моим и только моим - была фотография. Именно в ней я пытался и пытаюсь выражать то, что не могу передать или объяснить по-другому. Просто брал фотоаппарат и снимал. Часть из этих кадров выкладывал в сеть, со временем появились те, кому нравились некоторые мои фотографии. Интересно, что немало положительных отзывов стало приходить из-за границы. К тому времени я перечитал огромное количество литературы, пересмотрел море видеоматериалов по фотографии и многое другое, что каким-то образом связано с ней и окончательно влюбился в фотографию…
Поработав в разных регионах и странах, я понял, что в моем родном городе, как и во многих других небольших городах России, наблюдается огромный дефицит технических возможностей для реализации своих идей в фотографии. Фотографы в небольших городах нуждаются в хорошо оборудованных студиях, готовы арендовать подготовленные для съёмок площади и делать что-то новое, интересное.

Сейчас мне удалось собрать отличный коллектив, на это ушло около года. В неё вошли: ассистенты, дизайнеры, художники, визажисты, парикмахеры. Такой коллектив необходим для работы над кадрами, которые мы так любим. Что касается постановочной фотографии – мне очень нравится, как работает Annie Leibovitz и Erwin Olaf. Сложные постановки, требующие скрупулезной проработки каждой мелочи в кадре. Мне нравится долго готовить кадр: с одним кадром можно работать несколько дней: перерисовываешь композицию, подбираешь костюмы (учитывая реальные возможности). Процесс можно улучшать бесконечно. Сейчас я при своих возможностях всё что могу, делаю, но понимаю – делать могу намного лучше!  Для меня сам процесс съемки сродни медитации. Долго разговариваешь с человеком, пытаясь в первую очередь познакомить его с собой, что бы он понимал, что я делаю и зачем. Ставить свет – это отдельная магия: всё зависит только от тебя. Все ошибки в кадре – твои ошибки. Я пытаюсь полностью контролировать свет, так как фотография – это всего лишь фиксирование теней.

- Расскажи, какова твоя философия работы?

- Когда снимаю  -  стараюсь вытащить внутренний мир человека наружу, выдернуть из его привычной колбы, в которой он привык жить. Для этого приходится иногда пройти и через унижение – это моменты, в которых человек максимально открыт, освобождается от комплексов, переступает через то, что на самом деле никакого отношения к его личности не имеет. Процесс съемки не быстрый. Потому мне и неудобно работать в студиях с почасовой оплатой. Предпочитаю съемочные дни. Такую же философию продвигаю и в своей студии.. После нескольких часов работы люди начинают уставать, перестают следить за своими движениями, мыслями и всячески контролировать себя им становится сложнее, вот именно в такие моменты получаются лучшие кадры. Часто моё мнение о лучшем кадре и мнение модели не совпадает, я практически никогда не удовлетворён результатом. Приходится перебарывать себя и соглашаться с тем, что все получилось отлично. Только в этом, наверное, и вижу свой рост, кто-то называет это сверхзадачей, мне же это кажется недостатком возможностей.

Не понимаю определение –  “естественная фотография”. Невозможно передать лучше то, что ты видишь в реальности глазами, только это и есть естественность. Фотография –  всегда утрирует, кадрирует, превращает самое важное в едва значимое и наоборот. Она одновременно и врёт (снимок скадрировать можно так, что полностью изменится восприятие того, что на самом деле было в реальности), и выявляет ложь! В первую очередь я сталкиваюсь с этим в свадебной фотографии, поэтому очень редко  могу себе позволить работать свадебным фотографом. Художник, рисуя картину –  может добавить что-то своё. Фотография, как таковая – нет. Я часто ухожу  в “картинность”, много работаю над постобработкой. Сейчас у меня есть для этого дизайнер, а сам я больше продюсирую съемку, и ставлю свет,  даже не всегда сам снимаю. Мне сложно делать фальшивые фотографии, “няшку” делать мне очень сложно. К примеру, девушку прислонившуюся щекой к берёзе или подпирающую стену я снимать не умею. “Розовенькое в блюре” – это не моё.

- Что сейчас более востребовано на рынке?

- Культура использования фотоматериалов, отношение к фотографии, как к интеллектуальной собственности или арт-объекту, к самому процессу съемки, её коммерческая оценка – это всё у нас ещё проходит этап становления, как мне кажется. У нас не привыкли относиться к фотографии, как к автономному жанру. В крупных городах ситуация иная, а вот “в среднем” по стране к этому относятся чаще, как к простой услуге и в этом виноваты сами фотографы. Запад, в этом смысле впереди. Что касается применения, то в первую очередь, то, к чему стремлюсь я – снимать рекламу или работы под заказ, которые продаются еще до самого создания кадра. Да, собственно, и для меня лучшим “транспортом” доставки своих мыслей является реклама. Через формат рекламы мне проще донести своё отношение к чему либо, что меня интересует…  Если это ещё и нравится заказчику –  вообще отлично. Бывают чисто коммерческие заказы. То есть тебя заказывают, зная, что получат гарантированный результат. Это работа. Я такими проектами тоже регулярно занимаюсь. Но и здесь мне в первую очередь интересны большие проекты, где можно реализовать свои идеи, иначе, зачем меня вообще брать как фотографа?

- Из чего состоит процесс, есть ли вообще сценарий или чаще экспромт?

- Мы собираемся с художниками, думаем, как обыграть идею, объект, локацию – то, что есть изначально. Что касается образа модели – работа очень важная и нудная: от того как ты человека изначально понял, “перекрасил”,  многое зависит. В зависимости от задачи, требуется неделя на создание отдельных элементов образа, в первую очередь это связано с тем, что у меня пока ещё  “production house”, всё делаем своими руками. Это реалии маленьких городов. Здесь не так-то просто найти даже нормальный источник одежды для съемки. У нас сейчас этап постоянных экспериментов: мы в команде тестируем сами себя. Подходящего человека для кадра найти во Владимире непросто, здесь люди по-другому относятся к процессу съемки и к фотографии как таковой. Стараемся просвещать публику.



- Сколько времени  в среднем уходит на подготовку модели, установку декораций и света?

- Стандартная ситуация, когда человека готовят к кадру 6-8 часов! Работает два ассистента по свету, я, дизайнер, художники, визажист, который занимается только глазами, специалист по волосам. Это наш “стандартный набор”. Ещё есть люди, которые занимаются костюмами, париками, спецэффектами, животными, связями с общественностью. Таков творческий состав нашей студии.  На одну съёмку уходит примерно 12 часов: в шесть вечера собираемся и ближе к шести утра завершаем. Исходя из того сколько времени уходит на подготовку кадра,  именно снимать – начинаем не раньше трёх ночи. До этого экспериментируем, дабы выполнить все возможные варианты.  Вообще, в постановочной фотографии примерно 80% времени – это подготовка, а только 20% – это сама съёмка. Именно из-за этого, в моём деле важна собственная студия. Если брать в аренду помещения – то это всегда “гонка” и нет времени спокойно работать. Теперь студия у нас есть. От Москвы всего 180 километров или полтора часа на “Сапсане”! Потому стараюсь по возможности коммерческие заказы из Москвы переносить к себе: это дешевле и для самого клиента. Есть уже договоренности с московскими друзьями о совместной работе на нашей площадке. К тому же у нас свой postproduction, что позволяет не зависеть от субподрядчиков в других городах.

- По опыту: с кем проще работать с мужчинами или с женщинами?

- Мне лично больше нравится работать с мужчинами, но они редкость. Желающих хватает, но тех с кем можно работать  - очень мало. Хотя бывает, везёт: однажды работал с парнем, который занимается боями без правил и, одновременно, хорошо разбирается в фотографии. Теперь мы с ним уже близкие товарищи, он у нас постоянный гость. В общем – мужчин моделей мало,  но если получается –  то получается очень хорошо. Что касается девушек, то стараюсь снимать интересных мне, то есть, по общему мнению, странных! В процессе работы я что-то в них открываю, они узнают себя. Мы делаем много тестовых съемок, что-то получается, что-то нет. Снимаем по-разному. Иногда в режиме “kalashnikov-style”: я делаю очень много кадров подряд, чтобы “засечь” всё! 

- Сколько времени занимает обработка фотографии? 

- Обработка – самая муторная часть нашей работы!  Тем более мы сейчас много экспериментируем: “попиксельно” перерисовываем кадры, занимаемся многократной проявкой с разной экспозицией и так далее. Трудоёмкая ручная работа в основном,  “без плагинов”. Иногда уходит до  двух дней на обработку одного кадра. У нас рекорд был –  около 20 часов чистого времени на обработку одного кадра. Есть, конечно, различие: у творческих портретов особенно ничего  не трогаем, тут больше труда в самом свете и в процессе съемки, чем в постобработке, но тоже не всегда, а вот коммерческая съёмка – это долго и дорого!  У меня сейчас только один талантливый дизайнер, который занимается на серьезном уровне ретачингом, и загружать его, чем попало, я  не могу...  Когда экспериментируем над кадрами, то  никаких ограничений у художников нет. Непризнание догм – это важно.  С другой стороны, если заказчик ставит жёсткие временные рамки – тоже интересно. Если задача поставлена чётко – то и времени меньше до получения нужного результата. А когда речь идёт о сложных проектах, которые требуют много “человекочасов”, то процесс получается “не быстрым”.



 - Судя по работам, портрет снимать ты любишь?

- Портрет – одно из самых сложных, что есть в фотографии. Снимаешь внутренний мир, душу, мысли в очень короткие временные отрезки – 1/2000 секунды. Не передаю движение, только мгновение. Долго снимаешь – фиксируешь очень короткий временной отрезок жизни человека, в который будут всматриваться часами. Это самое сложное и одновременно, интересное. Много зависит от того, кого ты снимаешь и каков конечный печатный размер.. Это особое ощущение смотреть вживую на портрет размером  метр на метр, или два на два. Они совершенно по-другому раскрываются. Люблю снимать и “картины”: кадры, где зафиксировано какое-то действие, где много предметов, которые между собой взаимодействуют, не обязательно люди, может быть и неодушевленные предметы, но это не “предметка”. 

– Что тебе хотелось бы снять в ближайшем будущем?

- Хотелось бы поработать с теми, кто понимает и кому нравится сам процесс съемки. Это будет вызов в первую очередь для меня.  Хочется снимать большие сложные сцены. Моя часть работы – это эстетика кадра. Из персон? Я бы с удовольствием снял бы Кирсана Илюмжинова, мы когда-то “пересекались”… У него потрясающая работоспособность и маниакальное стремление к перфикционизму во всем, что он делает. Мне интересны люди, которые через многое прошли. Интересно было бы снять Дмитрия Медведева, мне кажется, что его образ слишком “плоско” подаётся в СМИ.





« назад







Реклама



Нравится сайт? Закажи рекламу!
Купить ссылку на этом сайте
Наверх