Персоны во Владимире


Тихонов Юрий Иванович. Независимый эксперт в области киноискусства.

Опубликовано: 14 мая 2012


Будущее невозможно без прошлого и настоящего, иначе оно было бы неполноценным, сиротским каким-то. Поэтому мы решили показать портрет человека, что называется старой школы. Один из ярких представителей своего поколения, нет, его имя не гремело в советских таблоидах, он является хранителем бесценных знаний и опыта в киноискусстве. А кино – это индикатор времени, его современная летопись. Знакомьтесь, Юрий Иванович Тихонов!


Любовь к кино мне привилиродители. Мама очень хорошо разбиралась в музыке и искусстве,  папа был военным моряком и любил историческиевоенные фильмы. Жили мы в гарнизонах, мама не работала и очень много времениуделяла мне и моему брату.


Как я полюбил кино? Очень хорошо помню это время, тогда мы жили в Севастополе. Город был разрушен после войны, квартир не было и мы жили на корабле. И вот на марсовом поле корабля вешали белую простыню, рядами сидели матросы, стоял сизый дым от папирос, слева отменя стрекотал киноаппарат. На палубе было холодно, иногда даже морозно, моряки  одевали на меня бушлат, кепку и так я смотрел кино. В то время показывали такие фильмы, как: «Богдан Хмельницкий»,«Волга-Волга», «Два бойца» и другие классические ленты довоенного и военного периода. Кино настолько сильное впечатление на меня произвело, что я стал им интересоваться.


Раньше нас учили совсем по-другому, даже моим детям и внукам досталась другая школа. Нам очень много давали учить наизусть стихов, и это тренировало память. Поэтому я очень хорошо запоминал фильмы, актёров, режиссёров, операторский состав, музыкантов. Со временем это вошло в привычку, и уже в школьные годы я хорошо разбирался в кино, у меня даже спрашивали совет, на какой фильм стоит идти.


Ещё в школе я стал заниматься пантомимой, подражал поведению других. В институте я продолжил заниматься пантомимой, но уже не самостоятельно, а в творческой мастерской заслуженного артиста РСФСР Валерия Носика.


Моя профессия инженер-электромеханик, получил я её в московском энергетическом институте. Но был у нас там ещё факультет культуры, специализацию «киновед» я получил на нём.


Три-четыре раза в неделю на протяжении трёх лет мы слушали лекции от  артистов с ведущих театров Москвы и преподавателей  ВГИКА. Нас учили искусству кино, тенденциям, немое, зарубежное и отечественное кино. А в конце курса нам даже разрешили сдать экзамены, и так я получил диплом киноведа.


В то время направленность, конечно, была советская, но все равно были такие фильмы, которые отражали реальную действительность и напряжения в обществе. Это читалось  между строк, эзоповым языком режиссёры доносили до тех, кто мог это увидеть и я это понимал.


Сильно впечатление на меня произвёл фильм Михаила Рома «Девять дней одного года». История у картины такая. Михаил Ром, когда ему исполнилось 60 лет, сказал, что он снова молодой, что забывает всё сделанное до этого времени и снимает совершенно новую ленту. Стоит отметить, что Ром снимал в основном фильмы про Ленина. И действительно, он создаёт совершенно новый фильм, очень современный, с любовной историей, о политике, об отношении государства к человеку и человека к государству. Лента действительно сильная и после её просмотра я пересмотрел некоторые моменты всвоей жизни, стал смотреть на мир по-другому.


Однажды я чуть не уехал вЛенинград. Будучи комсоргом группы в институте однажды я повел ребят вТретьяковскую галерею. В это же время в музее была Ленинградская киностудиядокументальных фильмов, они снимали фильм про галерею. Там я познакомился содной женщиной,  представилась она сленинградского института кино, театра и музыки. Говорили мы с ней больше часа,я всячески старался блеснуть своими знаниями, как это обычно у молодёжи бывает,а она в свою очередь пригласила меня в Ленинград, поступить на факультетискусства кино. На тот момент я окончил 3 курса своего института и отец мнесказал, что я и тут не получу и там всё сначала начинать придётся. Так яостался в энергетическом, который успешно окончил.


После окончания института я сталработать по специальности, раньше так было положено, не то, что сейчас. Ипрактически всю жизнь работал энергетиком.


В 70-х я  работал на ВЭМЗе и в обед  всегда бегал в кабинет политпросвещения читатьгазеты, журналы о кино, театре и искусстве. Там я познакомился с МихаиломЭдельбаном, на заводе он работал рядовым инженером, а ещё был членом союзажурналистов СССР. Он предложил мне писать рецензии на фильмы в газету «Призыв»и я стал писать. Написал несколько статей с ним вместе и рецензии на фильмы.  Он мне сказал, чтобы я не забрасывал своёувлечение киноискусством и продолжал развиваться. И я по сей день занимаюсьэтим, это моя вторая жизнь.


В 1989 году я покинул Владимир всоставе строительно-монтажного поезда «АрменияВладимирстрой». Мы поехаливосстанавливать город Ленинакан после землетрясения в Армении. Почти 2,5 года мытам строили дома. Практически всё, что мы привезли с собой: спецтехника,бытовки, автотранспорт и прочее, мы оставили армянскому народу. Потом явернулся во Владимир, это было начало 90-х  и меня сократили, я работал ещё в одном местеэнергетиком, а потом стал частным предпринимателем.


Параллельно моей основнойпрофессии я всегда занимался кино и искусством. Я был практически на всехкинофестивалях, правда, сейчас уже реже бываю. Как правило, смотрювнеконкурсные фильмы, потому что на них проще попасть и уже есть отзывы спредыдущих фестивалей.


С киноклубом «Синематограф» меняпознакомила Анной Анатольевной Коровкина. Она как-то сказала, что у неё естьзнакомые ребята из «Союза творческой молодёжи» и что они открыли свой киноклуб.Потом я познакомился с Вадимом Аксёновым и пришёл в клуб «Синематограф», гдеработаю уже 2,5 года.


Киноклуб – это не кинотеатр, мыфильмы не просто смотрим, а обсуждаем их. Мы рассматриваем кино с точки зренияискусства, а не зрелищности.


Предлагаю молодым людям смотретьклассические фильмы. Понятно, что им нравится всякие поп, арт-хаус, но безклассики, без основы  и истории кино непонять и хаус.


Люди ходят в несколько киноклубов:к нам в «Синематограф», в «Политехник» и «Милосердие и Порядок», в последнийменя недавно пригласили  вести  киноклуб.  Мы с ними обсуждали не так давно фильм АлександраСокурова «Фауст». Лента авторская, сложная, по отзывам неоднозначная, но какявление в искусстве кино очень яркая.


Помимо кино я основательнозанимаюсь театром. Я большой любитель Большого Театра МХАТ, такая воттавтология: большой любитель Большого. В своё время я был на юбилее Тарасовой, постановкахЕфремова и горжусь тем, что видел много постановок  и концертов. Ещё занимаюсь живописью,особенно в последнее время. Люблю импрессионистов, причём не только в живописи,а вообще, как течение.


Благодаря своим детям побывалпрактически во всех музеях Европы. Каждая моя поездка знаменуется посещениемгалереи или музея. Очень хочется многое успеть, надеюсь, силы у меня будут.


Этот год объявлен 1150-летиемзарождения Российской государственности. И мне предложили в «Синематографе»сделать программу с фильмами, которые отражают знаменитые даты в истории нашейстраны. Уже прошли просмотры таких лент, как: «Пётр первый», «Андрей Рублёв»,«Звезда пленительного счастья». На 9 мая будем показывать фильм «Штурм» изкино-эпопеи «Освобождение». И в рамках это показа мы увидим материал подназванием «реальная война», это факты истории, не поэтизированная война, а то,что было на самом деле.


История пересматривается и хорошо,что это происходит. Очень радует тот факт, что молодёжь живо интересуется  героическим прошлым нашего народа и помнит.Нельзя допустить, чтобы были забыты те тяготы и лишения, которые мы вынесли вгоды Великой Отечественной войны и заслуги победы были присвоены кем-то другим.Патриотическое воспитание нужно развивать и в частности мы это делаем вкиноклубе.


Я считаю, что культура и знаниядолжны перениматься от старших. Такие люди, как я, мы готовы делиться и чтосамое главное, находятся молодые люди, которым интересно. Например, в прошломгоду мы даже выезжали с показами по области, нам выделили грант на эти поездки,и всем понравилось, нас приглашают ещё. Это очень приятно, осознавать нужностьсвоих знаний для других.


Что такое искусство. Это познаниестиля, определение себя в искусстве. Я встречаю таких молодых людей, которыезанимаются искусством, чтобы показать себя и это не верно. Есть такая актрисаСветлана Крючкова, она как-то сказала, что когда работаешь, нужно грести не ксебе, а от себя, тогда выплывешь, а будешь грести к себе – потонешь. А Станиславскийговорил: «Люби не себя в искусстве, а искусство в себе».


Мне очень нравятся мюзиклы.Получается сочетание кино и музыки, очень доходный жанр, зрелищный. И этотсинтез музыки и кинокартины от родителей мне достался.

Киноискусство – это очень мощныйорганизм, который передаёт и создаёт такие чувства, что это кажетсяневероятным. Помню, я был на премьере фильма «Солярис» Андрея Тарковского.  И был поражён, насколько он смогнематериальное чувство любовь превратить в материю, которую можно потрогать и ощутить.


Мне нравится очень много фильмов,разных жанров и эпох. Из последних современных лент запала в душу авторскаяработа Александра Сокурова «Русский ковчег». Это Эрмитаж, камера включена и вотона пишет людей, у режиссёра не было вариантов на дубль.


Сейчас больше развлекательногокоммерческого кино, мало серьёзных фильмов, есть, но мало. В Советские временабыла цензура, и люди искусства так создавали свои творения, что они получалисьглубокими с подтекстом. Это была тонкая филигранная работа, выражениепротиворечий и рождалось действительно великое искусство.  


На мой взгляд, очень мало вниманиягосударство и общество уделяет искусству. Во Владимире всего два кинотеатра, а раньше были ещё: «Кругозор», «Мир»,«Художественный». Очень мало внимания уделяется российским лентам, зарубежныерекламируют ярче. Тем не менее, открываются киноклубы, значит, интерес есть, ноэтого всё равно мало, мы упускаем молодёжь. А молодёжь – это наше будущее, икак мы воспитаем молодых людей, такое у нас и будущее будет.


В данный момент я работаю надновым проектом. Хочу создать молодёжный клуб любителей поэзии. Приглашатьбуду  студентов, школьников, чтобы оничитали поэтов золотого, серебряного века под аккомпанемент оркестра. Элементшоу и сопричастности очень важен для современной молодёжи. Мы в своё время былиболее зажатыми, но сейчас время другое.


Очень хочется сделать фотовыставкутех мест, где я был. Скорее даже автобиографичную выставку сделать, начиная состуденческих лет. У меня есть даже фотографии из музеев, приходилось ухищренияпридумывать, чтобы их сделать, но это стоит того.




« назад







Реклама



Нравится сайт? Закажи рекламу!
Купить ссылку на этом сайте
Наверх